Молитва Ефрема Сирина Великий пост

В церковной практике центральной молитвой является молитва Ефрема Сирина, Великий пост — период, в который её читают. Её текст напрямую содержит мольбы Господу о помощи в соблюдении поста и избавлении от главных противоречащих ему грехов.

История и правила

p1904ulimdv25so46ka1ets15834Молитва Ефрема Сирина приписывается авторству самого Ефрема Сирина, написавшего её специально к Великому посту. Он жил в IV веке новой эры, следовательно, очень древняя и сильная, намоленная.

Служение литургии заменяется чтением молитвы Ефрема Сирина, канона Андрея Критского и прочих молитв, предназначенных для Великого поста.

Обращение к Всевышнему через эту молитву также возлагается как обязательное правило и дома, наряду с такими молитвами, как «Отче наш».

Значение

Текст молитвы является одним из древнейших, но не потерявшим свою актуальность для христианского мира.
Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

Аминь.

Боже, очисти мя, грешную (грешного).

post6Начинается молитва обращением к Господу Богу, называемому «Владыкой живота». Оно означает, что молящийся признает Бога всеведущим и всевластным, в том числе все потребляемое в пищу является посвященным Богу, как и сама трапеза. По этой причине всё съедаемое принципиально не должно быть радостью тела, а также слишком утяжеляющим и чрезмерным.

Далее идет обращение к Богу о греховных чувствах, одолевающих каждого христианина. Первым упомянут дух праздности. Именно он искушает и подталкивает к праздному образу жизни, особому наслаждению пищей и чревоугодию. Праздность сильнее всего расслабляет и расхолаживает стремящийся к б-ой дисциплине дух.

Далее следует уныние. Оно не позволяет поверить в воскресение Сына Господня, чудеса сотворения мира и духовную пользу Великого поста. Тот, кто не верит, не может обрести истинную духовную радость, будучи огороженным от Бога собственным неверием. А именно вера в чудо и божественное начало является основой религии.

Дальше — любоначалие. Это означает желание власти. Но тот, кто хочет повелевать другими сам, отрицает единую власть Господа над всеми, что недопустимо.

13_1После любоначалия идет празднословие. То, что слетает с губ наших, является нашим творением, отражением наших помыслов, а потому требует особо внимания и соблюдения чистоты. То, что можно употребить в пищу, является творением Бога. То, что можно услышать от человека — находится на его совести и должно подвергаться большему контролю.

После молящийся просит не посылать ему этот дух.

Затем следует мольба ниспослать молящемуся «целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь».

Целомудрие заключает в себе главную цель Великого поста — чистоту мысли и духа. Человек закрывает себя, бережет от всего нечистого, дурного и греховного.

Смиренномудрие — это ценное качество, которое означает способность безропотно принимать все происходящее, помня о том, что это воля Всевышнего.

Терпение означает свободу от жалоб на свое положение. Нельзя жалеть себя, поскольку Бог посылает нам испытания не просто так, а с определенной целью, чтобы душа крепла и превозносилась над ними.

Главное в жизни христианина

f3e244cГлавное в жизни христианина — любовь. Будь то любовь к Господу или своему ближнему. На ней основаны все действия и отношения в мире христианства, и любого человека надлежит любить, как своего брата или сестру, что налагает на нас обязательство не желать и не делать зла, а только помогать и способствовать.

Эти качества должны помочь преодолеть испытание Великим постом. Они служат напоминанием и неким маяком того, к чему должна стремиться душа.

Далее молящийся обращается к Богу с просьбой дать ему возможность видеть, в чём он грешен, а также «не осуждати брата моего», то есть не судить. Во всех философских и религиозных концепциях данная позиция считается наиболее близкой к божественному началу. Чтобы избежать своих ошибок или «грехов», человек должен ясно видеть то, что он делает. За этой просьбой скрывается желание иметь ясность ума, трезвость восприятия. А также мудрость, чтобы не осуждать других за проступки, но помогать, чем возможно, «заблудшим».

Завершает молитву просьба очистить молящего, ибо он грешен. Последние слова являются христианской аксиомой, но просьба очистить призвана дать сил на самопроизвольное очищение в течение 40 дней. Мирянину ли, священнослужителю всегда легче знать, что Бог помогает ему, способствуя очищению духовно.

Таким образом, молитва Ефрема Сирина в Великий пост является основной. Она полностью отражает стремления и опасения христианской души. При этом её направление очень четко очерчено именно тематикой Великого поста, потому она является обязательной к ежедневному прочтению.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: