Торжество Православия и первая седмица Великого поста

Торжество Православия отмечают в воскресенье первой седмицы Великого поста. Праздник памяти Торжества Православия учрежден православной церковью в память о великой победе над еретиками-иконоборцами. Эта победа стала своеобразным знамением уничтожения всех ложных убеждений о вере в принципе. Суть праздника — в священной божественной победе правды над ложью.

Долгая дорога к истине

Почитание-св.-икон-Торжество-Православия.-Греческая-иконаПервая волна иконоборства возникла в VII веке в Греции и продолжалась более века, распространившись широко по многим государствам, приняв ужасающие масштабы. Иконопоклонение и иконопись не только осуждались, но жестоко преследовались, приверженцы традиционной православной веры, предполагавшей поклонение изображению лика Господа, арестовывались, заключались в темницы, а затем подвергались жесточайшим пыткам, а их иконы сжигались на кострах.

Иконоборцы считали, что изображать Господа запрещено, как написано в Ветхом Завете. Так продолжалось до 787 года, когда VII Вселенский собор постановил необходимость защиты основных догматов христианской веры, а именно — возможность изображения Господа.

После окончания Вселенского собора в 787 году гонения христиан уменьшились и ослабли, однако не прекратились совсем, а пострадавшие в ходе преследований не были освобождены из заточений вплоть до середины IX века. Именно тогда их освободили, вернули былые посты и чины, а иконоборцам предложено было либо оставить посты, занимаемые ими тогда, либо сменить мировоззрение.

Вторая волна иконоборства началась с 812 и продолжалась вплоть до 842 года.

императрица ФеодораВ 842 году скончался византийский император-иконоборец Феофил. Вместе с ним пришёл конец и ереси иконоборства. Согласно легенде, император Феофил, умирая от тяжёлой болезни, раскаялся в своем заблуждении. А его супруга Феодора, все время не одобрявшая его убеждения и хранившая втайне от мужа в его покоях несколько икон, просила Господа о спасении души Феофила и поднесла к умирающему икону Богоматери, поцеловав которую Феофил тут же почувствовал облегчение и ушел из жизни легко. Феодоре во сне было откровение, через которое она узнала, что грех ее супруга отпущен и он прощен. Так подошла к завершению эпоха жестокой борьбы с иконопоклонением.

После смерти своего супруга императрица Феодора бросила свои силы на то, чтобы восстановить в правах церковников, притеснённых во времена иконоборческой эры, вернуть иконы на свои места в православных храмах. Она возвела обратно в должность патриарха Мефодия Константинопольского, которого её супруг снял с должности за поклонение изображениям Господа, и вместе с ним в 843 году в самое первое воскресенье празднования Великого поста совершила молебен в Софийском соборе, посвященный Торжеству Православия. На этом молебне присутствовал и сын Феодоры, царевич Михаил, которому тогда было всего 3 года. В тот день весь Константинополь принял массовое участие в большом крестном ходе и возвращении икон, снятых ранее, на их былые места в храмах, а вернувшись обратно в храм совершили Всенощную Литургию.

С тех самых времен и взял своё начало церковный обычай каждый год в день первого воскресенья недели Великого поста совершать торжественное шествие со святыми образами в руках, а также читать Синодик Православия. Этот праздник получил название Торжество Православия. Синодик Православия — это список, перечисляющий всевозможные учения, которые церковь считает еретичными, искажающими самую суть православия. Эти мировоззрения церковь предает анафеме, а затем торжественно поминает тех мучеников и святых поборников веры, что погибли в эпоху иконоборства, защищая свою веру, либо были причастны к восстановлению святого порядка.

3ab68ff1d112На Руси чин Торжества Православия появился только в XIV веке. Хотя его официальное учреждение соответствует датировке самого Торжества Православия. В ходе этого чина читался Символ веры, произносилась анафема, а, кроме того, провозглашалась святая память абсолютно всем существовавшим ранее защитникам православной веры. Синодик Православия, читавшийся в Греции, читался и на Руси, однако туда были добавлены и имена некоторых русских еретиков, таких как Стенька Разин, протопоп Аввакум и прочие. Всего имен было около 4 тысяч.

К IX веку Новгородский митрополит Гавриил внес дополнения в чин Торжества Православия, вычеркнув из него большое количество имен тех, кому превозносилась память, а также множество имен тех, кому провозглашалась анафема. В этой редакции чин был обнародован в 1767 году.

Таким образом, чин Торжества Православия имел место в храмах страны до окончания литургии. Совершался он в центре храма, стоя перед святыми иконами Христа и Богоматери, стоящими на престоле. В 1801 году традиционный чин был несколько сокращен: из него изъяты все имена еретиков, оставались лишь еретические мировоззрения, противные православной церковной вере, таким он сохранялся до 1869 года, тогда из списка исключили также и имена всех преступников государства.

Торжество Православия в наши дни

Сегодня празднество Торжества Православия происходит в церквях в центре, люди стоят в полукруге, на престол ставятся иконы, а в самом конце чина священники перед иконами совершают молебен. Молятся обычно о правах православных, утверждении догматов их веры, а также о возможности и помощи в обращении на истинный путь тех, кто отступил от христианства и церкви.

6761Таким образом, Торжество Православия — это своеобразный символ победы христианской церкви и веры над еретическими учениями и попытками расколоть веру. В этом праздничном чине постановляется не столько само по себе учение о догматах истинного иконопочитания, но догматы всех вселенских соборов. В ходе служб в этот день священнослужители благословляют не только иконопочитателей, но и всех православных, которые живы или уже отошли к Господу в чистой вере.

О чине предания анафеме стоит рассказать отдельно. Этот чин читался в храмах до самого 1917 года. Он тесно связан с неделей Торжества Православия, поскольку изначально в службах недели читались имена преданных анафеме людей.

Что же такое анафема?

Анафема — это процесс отлучения христианина от таинств церкви и запрет общения с верными православными. Провозглашается анафема в соборе. Процесс этот применяется как самое наивысшее наказание за тяжелые грехи. Такими тяжкими грехами могут считаться измена вере православия и распространение еретических учений, ведущих к расколу веры. Анафема, таким образом, — «великое отлучение», которое гораздо выше и страшнее простого отлучения, являющегося всего лишь временным запретом верующего посещать храмы и таинства, участвовать в них либо занимать церковные посты для духовных лиц.

Нужно осознавать, что провозглашение анафемы не закрывает индивиду путь обратно в лоно церкви, не становится вечным проклятием, оно не может быть необратимым актом. Анафему можно снять при покаянии или же после смерти, как это произошло с византийским императором-иконоборцем Феофилом. Его имя было включено в списки анафемы, но позже неожиданно исчезло из них. За это Феодора, его супруга, созвавшая Софийский молебен в 843 году, благодарила Господа, даровавшего прощение её покойному супругу.

tolstoi.1171341650В нашей стране список анафемы постепенно сокращался, из него исчезали имена, сначала некоторые, затем вообще все, оставались лишь ереси. Иногда в него попадали новые имена. Например, в 1901 г. Синод включил в списки предания анафеме писателя Льва Толстого за его проповедование развенчания догматов веры. А к 1917 году анафему перестали провозглашать в принципе. Этот факт был тесно связан с начинавшимися конфликтами церкви и власти, которые духовенство не желала обострять. И до сегодняшнего дня классический чин анафемы не был полностью восстановлен. Главным признали все же уведомление православных и донесение до их сведения не имен грешников, но запретные догмы и действия, что гораздо проще понять, запомнить и избегать в своей жизни.

Торжество Православия — это празднование победы церкви над всеми формами ереси и расколами. Этот праздник напоминает нам о том, какова должна быть истинная вера православного христианина, которая пережила все трудности и осталась жить спустя века.

Значение иконы в Торжестве Православия

Ключевое значение в празднике Торжества Православия занимает икона — как в принципе, так и конкретно взятая икона с идентичным названием. Торжество Православия закрепилось в статусе ежегодного священного ритуала именно тогда, когда была признана разрешённой икона «Торжества Православия», и наоборот.

Давайте рассмотрим, в чём заключается почитание икон православными. Откуда столько разногласий и расхождений у верующих групп?

ikona_i_kartina_01Икона для верующего не является картиной или рисунком. Это изображение святого лика. На это изображение не смотрят для услады взора, для развлечения, — икона необходима для таинства молитвы. Икона представляет собой своеобразное окно в мир духовности, она может стать для верующего проводником, связав его с божественной реальностью. Икона не может нравиться или не нравиться как художественная картина. Сама по себе икона — условное изображение, полное символов, которые необходимо учиться правильно читать и толковать. Любой символ, любая деталь на иконе имеют свое глубокое значение.

Иконопись — это искусство, которое изначально представляло собой сакральное письмо, понятное посвященному верующему. Так, например, на иконе не присутствует такой элемент изображения, как тень, ведь икона — это источник божественного света и не может содержать в себе тени. Иногда непосвящённого человека может удивить странное несоответствие пропорций на иконах. Это вовсе не означает, что иконописец не умел правильно передавать перспективу и изображать людей или предметы. Икона — это не портрет человека, а изображение его духовной сути.

На иконе мы можем увидеть странные для непривычного глаза вещи, например, не три стороны постройки, а четыре или пять: таким способом иконописец передает символ, означающий, что мы не просто смотрим на изображение, а находимся внутри него, оно нас окружает. Конечно же, с течением времени меняются и каноны написания икон. Жесткий канон древних иконописцев смягчается и становится более светским, понятным современному человеку.

Основа догмата о поклонении иконам состоит в том, что верующий поклоняется не материалам, из которых изготовлена икона, краске или доске, на которой она написана, а духовной сущности, изображенной на ней. Чтобы изображение святого лика или сюжета стало иконой, его необходимо освятить.

6Весомым аргументом противникам иконопоклонения может стать откровение самого Иисуса, написанное в Новом Завете: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14,9). Иисуса могли видеть только его современники, которые жили в одно время с ним, это только одно поколение. То есть, следуя догмам иконоборцев, всем последующим поколениям отказано в возможности видеть образ Бога? А как иначе последующие поколения могут узреть Христа, если не через изображенный его лик на святых иконах.

Долгое время непризнание икон и гонения их поклонников были основой борьбы с православием в целом. И только Вселенский Собор в 787 году начал расстановку вещей по своим местам в том виде, в котором мы их знаем. Было признано православие, которое победило язычество. Заняли свое законное место иконы, которые с тех пор неизменно связаны с нашей верой.

Торжество Православия, как мы уже упоминали, не является единственным празднованием в первую неделю Великого поста. До установления Торжества Православия в эту неделю праздновалась память всех Святых пророков. Кроме того, это празднование знаменует победу веры над еретиками любого направления, не только иконоборцами. Все виды ереси подвергаются критике и разубеждению, и не имеет значения, какого рода эта ересь, какую бы форму она ни принимала. Основная задача любой ереси — внести раскол в ряды верующих, разобщить и заставить их конфликтовать друг с другом, не допустить объединения верующего народа, а значит, лишить греховное человечество возможности единения с Господом через приобщение к священной вере. Именно эту победу славит церковь в день Торжества Православия в первую седмицу Великого поста.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: