Седмицы Великого поста

Великий пост — удивительный период, в который даже церковное богослужение отличается от других постов. Происхождение у всех постов разное. Целью Великого поста служит очищение тела и сознания христианина, покаяние, а также подготовка к празднованию Пасхи. Само слово «пост» содержит в себе двоякий смысл: это, с одной стороны, период воздержания, а с другой — дозор, дежурство.

vasiliy_velСвятые отцы в своих работах часто подчеркивают, что не столько важен пост физический, сколько пост душевный: в это время намного важнее контролировать свои мысли и избавляться от грехов, чем полностью концентрировать внимание на практике питания. Однако сдержанное питание помогает очистить тело и сохранить ясность сознания, а также облегчает борьбу с греховными помыслами, которые преследуют каждого человека.

Церковь напоминает нам, что каждый человек — это солдат, воин Христов, который защищает самое большое сокровище на Земле — свою бессмертную душу. И мы не одни в этой борьбе, потому что Сам Господь пришёл к нам и ради нашего спасения пострадал на кресте. И в память об этом, пожалуй, самом чудесном событии человеческой истории — а именно Воскресении Христа — и совершается чин Великого поста. Совершается он как подготовка к воспоминанию воскресения Спасителя.

Великий пост является центральным в православной и некоторых протестантских церквях. Известно, что длительность поста Иисуса составила 40 дней, однако настоящая продолжительность Четыредесятницы варьируется в зависимости от правил конкретной традиции.

Подготовка к Великому посту

Каждая из четырех недель, предшествующих посту, является подготовительной и посвящена определенной поучительной истории из Библии; эти периоды поэтапно готовят последователей церкви к покаянию. Существуют следующие подготовительные седмицы Четыредесятницы.

Неделя о Закхее

astazi-in-casa-ta-vreau-sa-raman-primeste-l-pe-hristos-in-casa-si-inima-ta-si-binecuvantat-vei-fi-in-toate-zilele-ce-vor-urma-doamne-ajuta_d39e026c589ac5В самом начале церковь предписывает вспомнить историю о Закхее (Лк. 19:1–10), грешном и низкорослом человеке, который превзошел свою слабость и ограниченность, совершил духовное усилие и смог позвать Христа в свой дом. Эта история должна служить христианам напоминанием, что для приближения к Богу необходимо свободное волеизъявление и активное его проявление: ведь Закхею пришлось даже забраться на дерево, чтобы быть услышанным Спасителем.

Седмица мытаря и фарисея

После первой недели подготовки к Четыредесятнице вспоминается притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), которая приводится как пример фальшивой, гордой «праведности» со стороны фарисея и настоящего покаяния сознающего свою греховность мытаря. Верным церкви напоминается, что осознающий и осуждающий свой грех мытарь был помилован Богом, тогда как гордившийся собой фарисей осужден. В знак поминовения того, что бездумное следование букве закона не приносит ничего хорошего, пост отменяется в определенные дни последующих недель.

Седмица о блудном сыне

В эту неделю вспоминается притча о блудном сыне из Евангелия от Луки (Лк. 15:11–32). В церкви в этот день поются: на вечерни — стихиры, а на утрени — канон и хвалительные стихиры. Каждый верующий в этих песнях сравнивается с блудным сыном, и от имени каждого церковь приносит покаяние перед Богом.

Неделя о Страшном суде

12_(37)В этот подготовительный период верующие вспоминают об изгнании Адама и Евы из рая, грехопадении человека и Страшном суде. Третий из четырех воскресных дней перед Четыредесятницей является последним, в который православным христианам разрешено употреблять в пищу мясо. Название седмицы происходит от того, что на всём ее протяжении читается Евангелие о Страшном суде (Мф. 25:31–46). Один из важнейших этапов подготовки к Великому посту, поскольку именно в это время верующим напоминается о Втором пришествии Иисуса Христа, Который воздаст всем людям по делам их. Поэтому так необходимо успеть принести покаяние и совершить множество добрых дел: возлюбить ближнего, напоить жаждущих, накормить голодных и посетить и больных.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощёным. В этот день в церкви совершается особая вечерня, а верующие стараются простить всех, кто их однажды обидел, и просят прощения у обиженных ими людей.

Великий пост

Дата начала Великого поста зависит от даты празднования Пасхи в текущем году, которая каждый год исчисляется по лунно-солнечному календарю и является праздником переходящим; однако начало поста происходит не ранее 2 (15) февраля включительно, а оканчивается он не позднее 24 апреля (7 мая) включительно. Длится Четыредесятница шесть седмиц, к которой добавляется еще и Страстная седмица. В месяцеслове седмицы именуются по порядку: 1-я, 2-я, 3-я и т. д. седмицы Великого поста. В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля и завершается 15 апреля.

Страстная седмица уже не относится к Великому посту, это совершенно особое время; так, во время Четыредесятницы мы идем к Господу, а на Страстной седмице Господь идет навстречу нам. Идет через боль и страдания, через крест, через ад, спасая нас.

Питание в Великий пост

9c7663be66af75b438daf35274cfb81f.0Питание в один из самых значимых православных постов организуется согласно Церковному Уставу следующим образом:

  • Скоромные продукты (т. е. продукты животного происхождения) не разрешены, за исключением нескольких дней во время подготовки.
  • Наиболее строго нужно поститься в первую и Страстную седмицы.
  • По понедельникам, средам и пятницам холодная пища без масла вкушается единожды в день вечером.
  • По вторникам и четвергам допускается подкреплять себя едой один раз в день, но уже разрешена горячая пища без масла.
  • В субботу и воскресенье разрешено растительное масло и виноградное вино два раза в день.
  • В Великую пятницу предписано воздержание от пищи.
  • В Великую субботу разрешено есть один раз вечером сырую пищу и выпить немного вина.
  • Рыба позволительна в праздники Благовещения и Вербное воскресенье, если они не совпадают со Страстной седмицей.
  • Если на Четыредесятницу выпадают дни особо почитаемых святых, то в эти дни на столе православных может быть горячая пища с маслом или без, а также вино.
  • Еду с растительным маслом можно есть в понедельник, вторник и четверг, а еду без масла, но с вином можно есть в среду и пятницу.

Великий пост в других конфессиях

saturday1Длительность Четыредесятницы во всех конфессиях всегда старались свести к 40 дням, но это было не всегда возможно ввиду постепенности её развития и становления как общепринятой практики. Некоторые святые отцы были уверены в том, что сорокадневный пост перед Пасхой является апостольским установлением (например, так считал Лев Великий). Современная наука опровергает такой вариант благодаря наличию свидетельств вышеупомянутой постепенности становления поста как ежегодного ритуала. Например в работе историка Евсевия, в которой он цитирует письма Иринея Лионского Папе Виктору или в работе Тертуллиана.

В римско-католической традиции Великий пост начинается в Пепельную среду, за 46 дней до Пасхи. До реформы 1969 года существовало, подобно православной традиции, три подготовительных недели: Septuagesima, Sexagesima и Quinquagesima. Сам пост, несмотря на внешние различия, всегда имел схожие черты во всех традициях и конфессиях: прежде всего пост был необходим как время для исповедания и очищения от грехов, творения добрых дел и приближения к Богу. В католической традиции читается другой набор Евангельских чтений, нежели в православной, однако некоторые чтения совпадают (например, притча о блудном сыне). Начинаются чтения в Пепельную среду (соответствует чистому понедельнику в православии) со слов Христа о посте из Нагорной проповеди. Далее читаются:

  • искушение Христа в пустыне (Мф. 4:1–11);
  • преображение Христа (Мф. 17:1–9);
  • отрывок из псалма «Радуйся, Иерусалим» (Пс. 121:1) о насыщении народа пятью хлебами;
  • отрывок из псалма 42 «Суди меня, Боже» (Пс. 42:1);
  • Вход в Иерусалим (Мф. 21:1–9);
  • Страсти Христовы (Мф. 26:1–75, Мф. 27:1–66).

Значение и смысл Великого поста

Lenten-Spiritual-CleansingСмысл Четыредесятницы заключается в двух основных составляющих: очищении тела и мыслей перед празднованием древнейшего и самого важного события церковного календаря — Пасхи, или Воскресения Христова. Отказ от мяса и умеренность в еде способствует выведению из организма токсинов и шлаков, солей тяжелых металлов и очищению крови. Отказ от греховных помыслов, практика прощения слабостей ближних и деятельная любовь к ним открывают двери для покаяния и прощения согрешившего человека Богом. Вторая, духовно-мысленная часть поста, во время которой человек «постится в помыслах своих», является не менее важной и служит очищению сознания от греховных мыслей и укреплению его в добре.

Пост — подготовка к Пасхе

Верующему, особенно только начинающему изучать богатую церковную традицию, бывает довольно трудно сориентироваться в определении конечной цели и смысла Четыредесятницы. Для того чтобы внести ясность, необходимо вспомнить, что Пасха есть ветхозаветная и новозаветная; в Новом Завете это тот же праздник, но исполненный нового глубокого смысла.

Ветхозаветная Пасха

В Ветхом завете Пасха (евр. «Пе́сах») праздновалась как исход евреев из Египта и освобождение их от рабства. В память об этих событиях каждая семья (или группа семей) должна принести в жертву так называемого агнца — ягнёнка 1 года мужского пола — и съедать его в ночь на 15 нисана. Происходило это событие ежегодно 14 ниса́на (первого месяца израильского календаря) и символизировало собой выход евреев из Египта.

Новозаветная Пасха

b4f27b60В Новом же Завете Иисус сделал смысл Пасхи гораздо более глобальным: праздник стал символизировать спасение не только израильтян, но и всех людей на Земле. В роли Агнца выступил сам Иисус Христос, а «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради людей единожды и навсегда». Позднее ритуал съедания ягненка был отменён, а напоминает о нём в современном ритуале Пасхи лишь необязательное предписание съесть кусочек жареного мяса. Отказ от мясной пищи в этом контексте символизирует возвышение сознания, начало пути к отказу от причинения боли животным и прикосновение к безграничной любви Спасителя к падшему человечеству и всему мирозданию.

Таким образом, значение Великого поста для верующих христиан трудно переоценить: это подготовка к воспоминанию и чествованию самого загадочного момента библейской истории — воскресению Христа и новой надежды для всего человечества.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: