Икона «Торжество Православия»

Икона «Торжество Православия» содержит множество загадок. Торжество Православия как явление и праздник родилось в Греции в IX веке н. э., в честь заключительной и победоносной битвы с противниками православия, которые пропагандировали иконоборство. Была установлена одноименная икона, фактически первая из официальных спустя долгий период запрета.

Torgestvo_Pravoslavi_Еретики-иконоборцы, впервые появившиеся именно в Греции, распространили свое мировоззрение в других странах, хотя поклонение, а также почитание святых икон было основано на Святом Писании, получив своё широчайшее распространение еще до начала VIII века н. э.

Тем не менее, противники поклонения изображениям находились везде, в некоторых случаях к ним присоединялись «бывшие» язычники, которые не желали целиком принять новую веру, и протест был выражен довольно масштабно. В начале VIII века н. э. остро встал вопрос о возможности и правомерности изображения Господа, конфликт был жестоким и получил широкое развитие.

Верующие в Церковь Божию стали подвергаться небывалым гонениям, с таким ожесточением, с которым не преследовали даже язычников. Более века православные подвергались остракизму и преследованиями, проливалась невинная кровь верующих, боровшихся за свое святое право изображать лик Господа Иисуса Христа и Божьей Матери, а также святых, чудотворцев и мучеников, чтобы впоследствии молиться перед данными изображениями — иконами. Верующие христиане, изображающие лики на своих иконах, оказывались вне закона, объявлялись преступниками, их бросали в темницы, повергали экзекуциям, затем казнили мучительными и изощренными способами. Иконы православных сжигали дотла, и следов святых изображений того времени сохранилось очень мало.

007096В 787 году н. э. Вселенский собор ознаменовал почитание святых икон, признав жестокие гонения неправомерными. Преследователи отступили, однако заключенные за иконопоклонение были освобождены из заключения только ко второй половине IX века. Им вернули их чины, звания и должности. Иконоборцам же предложили покинуть посты либо прекратить свою деятельность.

В 843 году н. э. в первое воскресенье Великого поста отец Мефодий, Патриарх Константинопольский, созвал специальную праздничную службу в Софийском соборе по поводу восстановления Православия. Таким образом возникло Торжество Православия, а также чин соответствующего названия.

Значение иконы «Торжество Православия»

Самая старая из икон, изображающая возникновение явления «Торжество Православия», находится сейчас в Лондонском музейном центре. Эта старинная икона относится к XIV веку н. э. и исполнена византийскими мастерами иконографии.

Икона «Торжество Православия» — сама по себе настоящая тайна и система загадочных посланий. По своему поверхностному и основному содержанию это — икона, рассказывающая о победе над веком иконоборства, о самой иконе как душе православия, которая пережила многое и против которой велась война.

На иконе «Торжество Православия» изображена большая икона Божьей Матери и три небольших иконы Спасителя. На иконе находятся несколько человек, облаченных в монашеские балахоны. Они возносят Марию и Иисуса. Что обозначают все эти изображения и символы?

icon_bogorodiza_3080В центре всей композиции находится большая икона Богородицы, а именно «Одигитрия». Она изображена крупнее остальных элементов и стоит на церковном Престоле, поддерживаемая двумя ангелами в алых одеяниях.

Что такое «Одигитрия»? Это почитаемая в древней Византии икона Божьей Матери. Она была защитницей и покровительницей этого государства, ей молились о заступничестве и взывали к ней о помощи. Название означает «Путеводительница» — именно ей приписывалась помощь для победы страны на военном поприще. Имея такой статус и значение, она заняла свое место на иконе «Торжество Православия», которая являет собой главную икону этой конфессии христианства.

То, что большая икона Богоматери стоит прямо на Престоле, означает, прежде всего, то, что данная икона внесена в литургию и является неотъемлемым образом литургии. Тот самый Вселенский собор 787 года призвал почитать эту икону точно так же, как изображение креста или само Евангелие. Именно поэтому икона и стоит на Престоле, возвышенная и поддерживаемая святыми ангелами.

Середина IX века

106546.bПатриарх Мефодий, византийская императрица Феодора, супруга византийского императора Феофила, регентша и её еще совсем маленький сын, царевич Михаил, а также весь православный мир совершили молебен этой иконе в первое воскресенье Великого поста в середине IX века. Затем весь Константинополь совершил массовый крестный ход, а также на иконостасы вернулись иконы во всех многочисленных православных храмах. Согласно старой легенде, в процессе служения императрица Феодора молила Бога о прощении для своего супруга, который прежде был жестоким и ярым иконоборцем.

Легенда гласит, что император заболел тяжелой болезнью и считал свои несчастья воздаянием за прежнее иконоборство, раскаиваясь в деяниях. Императрица же втайне от супруга хранила в его спальне несколько святых икон, надеясь на благоволение Бога, а когда император умирал в мучениях, она поднесла к нему крохотный образ Божьей Матери, император поцеловал икону, и ему сразу стало значительно легче, после чего он быстро и легко скончался.

После смерти супруга императрица Феодора вернула на должность константинопольского патриарха Мефодия, которого сверг её муж, созвала Вселенский Собор, в ходе которого изначально в список еретиков вписали и покойного императора. Однако позже его имя из этих списков странным образом исчезло, за что императрица Феодора неоднократно благодарила Бога в своих молитвах, считая исполненным свой долг перед почившим.

Икона «Торжество Православия»

Феодора СтудитаИкона «Торжество Православия» изображает два ряда персонажей — верхний и нижний. Сверху, левее от большой иконы Богоматери мы можем наблюдать изображение самой императрицы Феодоры с сыном, царевичем Михаилом, который также участвовал в молебне. Однако позже за крайне неправедную жизнь царевича Михаила прозвали Пьяницей. Поэтому в сюжете иконы он присутствует не как святой, а как очевидец исторического явления, его непосредственный участник. Далее, справа от Богородицы мы наблюдаем восстановленного в правах и чине патриарха Константинополя Мефодия, а также игумена из Студийского монастыря Феодора Студита. Феодор Студит написал множество разнообразных трудов для защиты иконописания и почитания образов на иконах, находясь в тюремном заключении в жестокие годы преследования православных.

Внизу в самом центре стоит святой Феофан Исповедник, он также стал участником исторического процесса восстановления Торжества Православия во время Вселенского Собора. Позже, во время новой волны иконоборства, его заключили в заточение, а затем он погиб в ссылке. Рядом изображен Стефан Новый, монах с Авксентиевой горы, который тоже участвовал в Соборе, помогая монахам скрываться и советуя не вступать в открытые конфликты с иконоборцами. Феофан Исповедник и Стефан Новый держат в руках икону Спасителя.

Справа мы видим Феофилакта Исповедника. Он, будучи епископом Никомедии, вёл переговоры с иконоборцем Львом Армянином и святым старцем Тарасием, пытаясь в переговорах не позволить императору возобновить гонения и ересь иконоборцев. Ещё правее стоят братья Феодор и Феофан Начертанные. Это прозвище братьям дали за тот факт, что в годы преследования по указу императора-иконоборца Феофила, позже раскаявшегося, на лицах братьев в знак отступничества выжгли клеймом оскорбительные слова.

20110415_1982634282Левее видна мученица Феодосия, держащая в руках еще одну икону Спасителя. Мученица Феодосия помешала солдатам-иконоборцам сорвать медную икону Господа, которая висела более 4 веков на главных воротах Константинополя. Феодосия за это и поплатилась жизнью.

Монахи, стоящие между Феодосией и Феофаном, не идентифицированы, поскольку надписи на этой иконе были в крайней степени повреждены.

По канонам иконографии помещение фигур в верхний регистр является способом указания их наивысшей значимости, однако в отношении данной иконы подобное толкование применить нельзя. В иконе «Торжество Православия» в верхнем регистре мы наблюдаем участников самого непосредственного исторического события Вселенского Собора, его современников. Нижний регистр же представляет ряд святых, которые тем или иным образом относятся к защите иконопочитания. Эти фигуры стали своеобразной основой, фундаментом восстановления Торжества Православия.

Каким образом икона всё-таки «победила»?

Сам вопрос о правомерности иконопочитания и вообще возможности изображения Бога очень долго не был разъяснён в христианстве. Иконопочитание часто соседствовало с иконоборством, как ни странно. Этот парадокс связан с такими особенностями Ветхого Завета, где говорилось, что любые изображения Господа запрещены как изображения идолов, однако в скинии Завета, а позже — и в храме Соломона присутствовали изображения ангелов. Именно эти моменты и стали началом нового учения о будущем иконопочитании.

65299.pВ этом противоречии церковь находилась до VIII века. Именно тогда догматом была принята двойственная природа Бога — человеческая и божественная. Догмат иконопочитания был сформирован после начавшихся гонений на иконопочитателей, так как сильны стали влияния мусульман и иудеев, а кроме того, иконопочитание стало носить гипертрофированные формы, когда иконы даже призывались как свидетели в суде. Император Лев Исавр решил положить этому абсурду конец, но слишком рьяно взялся за уничтожение икон, сокрушив для начала медную икону Христа с ворот Константинополя. Пиком иконоборства стал собор, который созвал сын императора в 754 г., где иконоборство получило статус официального учения.

Иконоборцы аргументировали противоестественность поклонения иконам тем, что икона — это всего лишь дерево и всего лишь краски, а не некий образ Бога, это идол, который запрещается самим Ветхим Заветом. На это у почитателей икон находились аргументы: в самой иконе нет Бога и души, так как нет и тела, но есть божественный образ, которому они поклоняются. Современному человеку этот нюанс можно объяснить посредством образа фотографии: само изображение на бумаге не является человеком и не содержит души, однако мы храним фотографии родных людей и улавливаем на них образы близких. Так, женщина, целующая фото возлюбленного, целует не бумагу и краски, а образ самого человека, который она видит на данной фотографии. Так и в отношении иконы: мы почитаем не материалы — дерево и краски, а образ, который видим на иконе.

Основной и важнейшей аргументацией стало объяснение Феодора Студита. Он учил, что именно воплощение образа Господа в иконе — это единственная возможность единения человека с Богом. Догматом поклонения иконам становятся слова Нового Завета, принадлежащие Христу: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Икона в данном случае является не изображением, не рисунком. Она становится способом передачи внутреннего, духовного и тайного.

скачанные файлыХриста могли видеть только самые первые христиане, его ученики и современники, но как же тогда увидеть Господа Бога через образ Христа следующим поколениям православных, если не через изображения на иконах? По своей природе человек не может соединиться с Богом, поскольку природа человека греховна и нечиста. Для этого единения необходимо некое воплощения Бога, которым и становится икона. Через это воплощение человечество прикасается к святому и получает возможность нового рождения.

Икона — это некая дверь в духовную реальность, имеющая свой особый язык, где каждое изображение и знак имеют собственный сакральный смысл. Изначально икона создавалась как некий сакральный зашифрованный текст, обращенный к верующему, его необходимо правильно уметь читать, что довольно сложно для современного человека.

Торжество Православия

Празднование Торжества Православия — это взятие верха правды над ложью. В этой иконе изображена вся истинная тяжесть исторического пути православной церкви, которая, несмотря на все сложности, всегда одерживала верх, как день побеждает ночь.

Таким образом мы видим, что христианству определена достаточно тяжёлая участь по одновременной защите икон с двух флангов: с одной стороны, от почти языческой веры народа, выраженной в грубой, противной христианству форме, с другой — от абсолютного отрицания и попыток уничтожить любые изображения и символы поборниками иконоборства. Богословское учение выступает здесь как та золотая середина, которая защищает иконы и определяет иконопочитание одним из основных элементов христианства. Верить в святость иконы — не означает обожествлять бумагу, дерево, краски и безоговорочно верить руке художника-иконописца. Это попытка грешной души напомнить себе о недостижимом идеале, устремиться к ней всей душой.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий